Статья в сокращенном виде опубликована в еженедельной газете Национального технического университета Украины "КПИ" "Київський політехнік" №10, 2012, від 19/03/2012. Подготовила Н.В.Юдина, к.э.н., ст. преподаватель ФММ.
В результате внедрения авторских дистанционных курсов «Маркетинг малого предприятия», «Бренд-менеджмент», «Маркетинг страховых услуг», «Маркетинговые исследования в инновационной сфере», «Основы маркетинга» (для технических специальностей), а также «Консультации по дипломным работам бакалавров», на три первые из которых уже даны Грифы «Рекомендован Методическим Советом НТУУ «КПИ» и Сертификаты Украинского института информационных технологий в образовании НТУУ «КПИ» (УИИТО), в собственную преподавательскую деятельность мною было проведено маркетинговое исследование их эффективности, чем позвольте поделиться ниже.
В начале 2010 г. я впервые попробовала предложить студентам дополнительный вспомогательный вариант изучения моих дисциплин с помощью дистанционных курсов, разработанных на базе е-learning платформы Moodle. Тогда процент тех, кто сумел ими воспользоваться едва достиг 21% среди студентов заочной формы обучения, 93% среди студентов дневной формы обучения и 100% среди студентов параллельного образования. Однако хочу обратить внимание на то, что уже в конце 2011-начале 2012 г. этот показатель превысил 64% среди студентов заочной формы обучения и достиг 100% среди студентов дневной формы обучения. Как видим, каждый новый семестр к нам приходит обновленное поколение студентов. Полученные показатели технической возможности внедрения дистанционных средств в обучение свидетельствуют о существенном ускорении процесса технологического обеспечения сегодняшних студентов, повышения уровня доступности Интернета для них, а также их умение и желание пользоваться новейшими информационными технологиями и коммуникациями при обучении. Но того же самого студенты ожидают и от нас, преподавателей.
По данным портала «BFM.RU» с каждым годом уровень технического усовершенствования человечества будет еще больше ускоряться по закону экспоненты, который положен в основу весьма популярной теории технологической сингулярности. По прогнозу яркого представителя этой теории американского изобретателя-футуролога Рэймонда Курцвейла, который недавно был опубликован в журнале TIME, технологическое развитие общества до 2045 года достигнет взрывоподобных темпов. Следствием этого может стать интеллектуальный взрыв как объединение и/или полная замена человека машиной. Основателем теории технологической сингулярности еще в 1965 году стал британский математик И. Дж. Гуд. Под «интеллектуальным взрывом» он понимал момент создания сверхразумной машины. С появлением первых компьютеров первоначальным предназначением такой машины было воссоздание интеллектуальной деятельности человека. Поскольку разработка машин тоже является разновидностью человеческой деятельности, такая сверхразумная машина, по прогнозам И.Дж. Гуда, вскоре станет способной создавать еще более совершенные системы. Так, темп развития машин начнет опережать темпы развития человечества, что создаст неоднозначные последствия для всего человечества.
Хотя пока это кажется фантастическим сценарием, современные темпы обновления компьютеров и других информационных технологий заставляют нас глубоко задуматься над собственным будущим. Кроме того, по прогнозу другого американского ученого-футуролога Томаса Фрея, до 2030 года профессия преподаватель вообще может исчезнуть. По данным сайта «РБК daily» эта тема широко обсуждалась на недавней конференции TEDx в Стамбуле. Благодаря внедрению в 2001 году Массачусетским технологическим институтом движения OpenCourseware в Интернете в свободном доступе появилось большое количество дистанционных курсов. На сегодня, по данным сайта «РБК daily», они были загружены более 130 млн раз. Безусловно, такой прогноз футуролога может вызвать у нас, преподавателей, тревогу за свое будущее и иногда даже противодействия подобному процессу... Такие профессиональные волнения из-за нововведения дистанционного обучения являются естественными, но, по теории маркетинга, временными!
Именно возможность применять в нашей преподавательской деятельности дистанционные курсы в действительности являются не помехой профессиональным качествам, а их мощным конкурентным преимуществом! Попробую подкрепить эту мысль фактами.
Прежде всего, с проведением в Украине пенсионной реформы и увеличения возраста выхода на пенсию государство учло существенную потребность студенчества в опытных и талантливых преподавателях. Ведь преподавателя, имеющего опыт в науке и практике и при этом применяющего новейшие технологии, можно сравнить с хорошим вином - с каждым годом такой преподаватель становится еще ценнее. Однако состояние здоровья преподавателя, к сожалению, иногда может лишать студентов возможности общения с ним. Разработка и постоянное совершенствование дистанционных курсов обеспечивает нам возможность одновременно быть доступными разным студенческим аудиториям, в том числе с физиологическими нарушениями, в том числе на разных континентах. Это позволит существенно увеличить экспорт наших образовательных услуг. Авторские дистанционные курсы в условиях непредсказуемости сегодня следует рассматривать как страхование профессиональной деятельности преподавателя. Кроме того частичная автоматизация преподавательской деятельности позволяет высвобождать часть времени преподавателя на его другое научное творчество.
Во-вторых, тревогу у преподавателей вызывает повышение вероятности плагиата авторских материалов, загружаемых в Интернет в качестве контента дистанционного курса. Но отсутствие 100% гарантии от копирования материалов является неотъемлемой частью нашего современного постиндустриального общества. С одной стороны, это актуализирует необходимость законодательного урегулирования норм защиты авторских прав. И вряд ли можно предложить еще какие-то способы борьбы с заимствованиями чужих авторских идей, кроме нравственного воспитания уже новых поколений студентов прежде всего на собственном примере... С другой стороны, стремительное обострение иногда очень недобросовестной конкуренции также имеет и положительные моменты - оно заставляет нас не останавливаться на достигнутом, а продолжать работать над наукой, самосовершенствоваться, опережать конкурентов и делать научные открытия!
Согласно концепции устойчивого развития государств, экономия любых ресурсов государства является крайне важной. Посмотрите, например, сегодняшние тенденции развития американской армии в историческом масштабе для многих других стран служили аналогиями. Если прежде основное внимание американского правительства уделялось увеличению численности армии, то сейчас с наступлением экономического кризиса происходит значительное перераспределение военного бюджета в развитие ее мобильности. «Мобильность» в данном контексте представляет собой повышение технологических и управленческих возможностей отдельного солдата. Это позволит одному солдату выполнять намного больше полезных функций, которые ранее либо вообще были невозможны, либо обеспечивались несколькими солдатами. Например, в результате мартовских событий 2011 замеры радиации на АЭС «Фукусима» проводились не рабочими со станции, а американским военным беспилотным самолетом T-Hawk, который благодаря дистанционному управлению был способен зависать над объектами на небольшом расстоянии. Так, повышение качества кадров для американской армии представляется более эффективным инструментом с экономической и с практической точек зрения, чем увеличение количества ее солдат. Подобная тенденция, скорее всего, ожидается и в других странах как на уровне государств в целом, так и отдельных структурных подразделений и предприятий.
В-третьих, внедрение дистанционных курсов в учебный процесс получает высокую оценку непосредственных заказчиков наших преподавательских услуг - студентов. Вспомогательный дистанционный формат превращает процесс обучения студента в творческий и увлекательный научный поиск с применением новейших информационных технологий. Такой формат обучения отнесен студентами к формату «общение со студентами на «их» языке». Высоко ценится студентами наличие возможности исправления ошибок, прокомментированных преподавателем. Как отметил один из опрошенных студентов, «да, действительно, можно чему-то научиться». По мнению студентов, дистанционные курсы не имеют эмоций, субъективного отношения преподавателя к студентам и являются очень прозрачными с точки зрения оценивания! Они создают условия, при которых студент может дополнительно получить более глубокие знания, а при желании - достичь более высокого рейтинга, «но для этого надо очень много работать самостоятельно».
Хочу особо подчеркнуть последнее замечание. Ведь у каждого студента может возникнуть различные жизненные ситуации, которые мы, как преподаватели, должны учитывать. Например, когда-то очень распространенное мнение студентов, что высокий показатель посещения занятий и устная защита работ является залогом того, что зачет или экзамен будет сдан, не всегда справедливо. E-learning платформа Moodle, которая позволяет полностью автоматизировать Болонскую систему оценивания, четко отслеживает и фиксирует динамику учебной деятельности каждого студента в течении всего семестра. Причем это касается как посещения занятий, так и объема самостоятельной работы. Это создает одинаковые конкурентные условия для всех студентов. Если студент, например, по причине болезни или карантина, не сумел посетить лекции и практические занятия, это не превращается в его отставание, поскольку он может вовремя обработать этот материал самостоятельно на дистанционном курсе, и это будет зафиксировано. Конечно же, для студента это будет намного сложнее, но в условиях конкуренции необходимо!
Формирование студентами электронных отчетов для загрузки в дистанционные курсы комплексно воспитывает специалистов, которые соответствуют современным требованиям мировой рыночной экономики. С одной стороны, формат дистанционного семинара, вебинара или научного форума практически формирует у студентов умения в интерактивном режиме отстаивать свои научные позиции, что в условиях тотальной информатизации общества является крайне важным. Кроме того такой формат предупреждает плагиат, поскольку позволяет проверять отдельные предложения отчетов через поисковые системы. Это с другой стороны усиливается личной защитой работ на практических занятиях, где студенты учатся дискутировать с коллегами «в живом формате». Такая «комплексность», «структурированность» и «наглядность» процесса обучения особенно положительно отмечена студентами в результате проведенного исследования.
К одному из основных преимуществ дистанционных курсов, по оценке студентов, следует отнести возможность во время выполнения задач в интерактивном режиме задавать вопросы преподавателю и получать индивидуальную консультацию. Подобные индивидуальные интернет-консультации не требуют от студента затрат времени на поездку и ожидания преподавателя, ведь обычно на консультацию приходит несколько студентов, что формирует очереди, а иногда даже невозможность получить консультацию всем желающим. Дистанционность позволяет студентам использовать их временные ресурсы более эффективно. Кроме того, консультации в дистанционном режиме позволяют студентам существенно экономить бумагу, и как следствие, экологию страны, поскольку все материалы, необходимые во время консультации, содержатся в пределах одного аккаунта студента в электронном виде.
Эффективность индивидуальной работы с преподавателями я сама лично ощутила на собственном опыте во время прохождения мною курсов повышения квалификации в УИИТО. И пользуясь такой возможностью, на станицах «Киевского политехника» хочу поблагодарить руководство НТУУ «КПИ", а также руководство и всех преподавателей УИИТО НТУУ «КПИ» и ИПО НТУУ «КПИ» за предоставленную мне возможность получить новейшие знания и эффективные инструменты преподавания. Отдельно особо хотелось бы поблагодарить Богачкова Ю.М., Ивченко М.И., Гончаренко М.В., Павловского А.А., Ярмолович Л.Ф., Благоверную С.А. за данные ими очень полезные профессиональные советы и возможность обратиться к ним за поддержкой во время работы с дистанционными курсами!
Безусловно, разработка дистанционных курсов потребует от преподавателей некоторого времени предварительной кропотливой, тяжелой, но очень интересной работы, связанной с обработкой новых технологий, подготовки соответствующих материалов, автоматизации, наладки курсов под авторскую методику преподавания, постоянной их поддержки и обновления. Но стремительные процессы развития информационных технологий уже невозможно остановить. Сегодня со второго класса школьники начинают изучать информатику. Через 10 лет этому поколению будет мало видеть преподавателя НТУУ «КПИ» с мелом у доски ...
Юдина Н.В.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры промышленного маркетинга факультета менеджмента и маркетинга Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт»;
учредитель группы компаний «Фабрика Решений «Алые Паруса», Assol.at.ua - украинский Интернет-портал нестандартных решений в маркетинге на научной основе.
P.S. С научной деятельностью группы компаний "Фабрика Решений "Алые Паруса" можно ознакомиться в разделе "НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ" на нашем портале.